КОНСУЛЬТАЦИЯ №1
Тема: «Творческие задания
как средство реализации системно-деятельностного подхода»
Уважаемые
коллеги! Тема консультации имеет цель
«осовременить» данную проблему в рамках ФГОС.
Педагогу важно разборчиво подходить к каждому
ученику, развивать творческие начала. Существует выражение: «Сотвори себя
сам…». Именно этот процесс является одним из главных на уроках русского языка и
литературы. Ведущая педагогическая идея этой проблемы заключается в использовании системы
творческих заданий, в наибольшей мере способствующих развитию творческого
потенциала, креативных способностей учащихся
в процессе образовательной деятельности на основе сотрудничества,
свободного выбора, учения без принуждения.
В
зависимости от предъявляемых учащимся проблемных ситуаций, мыслительных
действий, формы представления противоречий (явные, скрытые) условно выделено три уровня сложности (от простого – к
сложному) содержания системы творческих заданий, в соответствии с которыми
распределены методы творчества, характеризующие творческую деятельность
школьников. При выполнении этих заданий учащимися, наряду с эвристическими,
должны использоваться алгоритмические методы организации творческой
деятельности.
Каждый
уровень представляет собой своеобразную ступеньку продвижения ученика к
овладению опытом творческой деятельности, определяемую уровнем развития
компонентов креативности.
Задания III уровня сложности
предъявляются учащимся 5-6 классов. В качестве объекта на этом уровне выступают
слова, предложения. Творческие задания уровня предполагают работу по образцу,
объяснение значение слова, фразы и предназначены для развития творческой
интуиции, продуктивного воображения.
Выполнение творческих заданий осуществляется на основе выбора вариантов и
накопленного творческого опыта в младшем школьном возрасте. Используются
эвристические методы творчества: морфологический анализ, метод контрольных
вопросов, отдельные приемы типового фантазирования.
Примерами заданий данного уровня могут быть:
1. Лексико-орфографическая работа – это
лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову,
наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими
сочетаниями, упражнения в
конструировании словосочетаний и предложений, которые в конечном итоге работают
на обогащение словаря школьника.
2. Объяснить смысл высказывания: «Словарь – это вся
вселенная в алфавитном порядке» (А.Франс).
3. . «Слово – магнит» (от слова – к
собственному тексту).
Учащимся предлагается произнести любое слово и
записать его. Дать его эмоциональную характеристику (доброе оно или злое).
Назвать возможные слова, которые могут притягиваться к данному слову как к
магниту. Придумать с этими словами текст.
1.
От предложения к
собственному тексту.
Задания для учащихся: прочитать данные
пословицы; устно передать ее основной смысл; сформулировать тему.
Лучше брать пословицы с
нравственной тематикой. Например:
Ты ему
по секрету, а он всему свету.
Не
вкусив горького, не узнаешь и сладкого.
Язык и
хлебом кормит, и дело портит.
2.
«Я чувствую, что я…» (рассказ-фантазия)
Учащиеся должны представить, что они
превратились в один из предметов, их окружающих. Передать свои ощущения.
Постараться свои мысли записать в форме
маленького рассказа или стихотворения.
Задания II уровня сложности
находятся на ступеньку выше и направлены на развитие основ системного мышления,
продуктивного воображения. Они предназначены для учащихся 7-9 классов. Под
объектом в заданиях данного уровня выступает текст. Творческие задания
представлены либо в виде проблемной ситуации, либо предполагают создание
собственного продукта на основе предложенного (Приложение 4).
Примерами заданий данного уровня могут быть:
1.
«Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического
пера).
На
доске записаны две стихотворные строки. Нужно завершить начатое за определенное
количество времени.
2.
От цитаты высказывания к
собственному тексту.
Внимательно прочитать высказывания. Выбрать одно
из них – по своему усмотрению. Определить тему и сформулировать главную мысль
(идею) этого высказывания. Выразить свои
мысли в небольшом тексте-рассуждении.
Напр. Война превращает в диких зверей людей,
рожденных, чтобы быть братьями. Ф.Вольтер.
Задания I уровня сложности. Это
задания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта на этом уровне
рассматриваются система русского языка в целом или художественная система
писателя, эпохи. Задания такого типа предлагаются учащимся 10-11 классов, направлены на развитие основ диалектического
мышления, управляемого воображения. Предполагают выполнение творческих заданий
на основе мыслительных инструментов ТРИЗ.
Примерами
заданий данного уровня могут быть:
1.Исследование
«Энциклопедия одного слова».
Исследовать одно слово с научной точки зрения (с
точки зрения каждого из разделов науки о языке), а потом проследить, как живет
слово в сказке, маленьком рассказе, большой повести, в стихах.
2. Учащимся предлагается текст литературного
произведения. Требуется изменить
расположение глав (абзацев) в тексте таким образом, чтобы получился новый
сюжет.
3. Необходимо изменить образ одного из литературных героев и соответственно
внести изменения в сюжет произведения.
1.
Предложить
необходимые, по мнению учащихся, меры для улучшения
социального положения литературного героя.
5. Рассмотреть фрагмент литературного произведения и
дополнить его новым содержанием. На основе идеи этого сюжета создать свое
произведение.
Все представленные виды заданий могут
использоваться как на традиционных уроках
русского языка и литературы, так и на специальных уроках речетворчества.
Коллеги!
Участвуйте в обсуждении данной проблемы,
представляя свои интересные находки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий