понедельник, 14 апреля 2014 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ № 3

Тема: «Копилка активных приемов на уроках русского языка и литературы»


Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. И помогут в этом различные формы работы, необычные  приёмы, которые учитель будет грамотно  внедрять в процесс обучения. Вот некоторые из них:

Название приёма
Описание приёма
Свободный аукцион знаний
Заранее объявляется тема предстоящего занятия. Ребята собирают информацию об этой теме, дома готовясь к выступлению (достаточно просто рассказать о каком-то интересном факте или продемонстрировать иллюстрацию по теме со своим комментарием и т.п.). На уроке учитель предлагает поделиться результатами поисков. Желающие выходят к доске и рассказывают. Одноклассники в это время слушают всех выступающих и оценивают их, например, по 10-бальной шкале, ставя оценку на отдельный лист. После всех выступлений листы с баллами сдаются учителю, который подводит итоги. Следующий урок начинается с «Минуты славы»: учитель (может быть, кто-то из администрации или из родителей) вручает каждому ребёнку диплом об участии в «Свободном аукционе знаний», где указаны набранные школьником баллы. Данный диплом вкладывается в портфолио.
Шпаргалки
Учащимся предлагается прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) отдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю и извлекают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечаются лучшие шпаргалки и докладчики.
Автобусная остановка
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Творческая мастерская
К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные работы.
Мудрые совы
Работа в группах.
 1. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
2. Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной.
3. Запишите ту информацию, которая является для вас новой.
4. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
5. Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной.
6. Проиллюстрируйте основную мысль текста  в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
7. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Дерево мудрости
Для проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки, с помощью которых можно прикрепить записки к заготовленному заранее дереву, листочки, вырезанные из цветной бумаги, фломастеры. (Учащимся дается время на чтение текста.)
Затем каждый  должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Для этого нужно еще раз прочитать текст, подписать под вопросом  имя, чтобы все поняли, кто его автор. Учащиеся придумывают вопрос,  записывают его на отдельный листочек и прикрепляют его скрепкой к «дереву».После этого  каждый по очереди идёт к дереву, снимает записку, читает вопрос вслух и  даёт как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ.


Уважаемые коллеги!

Если в Вашей копилке есть интересные приёмы, поделитесь ими, пожалуйста!

1 комментарий:

  1. Большое спасибо, Людмила Ивановна. Материал интересный, полезный. Будем использовать в своей работе! Согласна, что для реализации деятельностного подхода необходимы интересные приемы. Хочу поделиться некоторыми.
    - Описание героя в разных жизненных ситуациях. Учащийся представляет героя в разных жизненных ситуациях, даже если это не подразумевается в тексте. Так перед читателем предстает образ героя с характерными чертами, наиболее типичными для самого учащегося, а не для других учеников (актуализация субъектного опыта). - Цитатная характеристика героя. Анализируя образ того или иного персонажа, можно провести работу с «разбросанной» в произведении характеристикой с целью сравнить описания героя в разных ситуациях, что позволяет глубже проникнуть в характер героя, понять смысл его поступков.

    ОтветитьУдалить