четверг, 23 января 2014 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ №2

КОНСУЛЬТАЦИЯ №2

ТЕМА: «Варианты обучения в сотрудничестве»

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. На начальных этапах работы по технологии обучения в сотрудничестве учителю придется потратить немало времени на разнообразные психолого-педагогические тренинги, направленные на следующее: сплочение ученического коллектива  в целом, отдельных групп учащихся; умений участвовать в диалоге, умение вести дискуссию.
 На уроках по  усвоению нового материала  возможны два варианта организации  такой работы:

                                                 Вариант 1.

 Каждой группе предлагается одна проблема, один текст и серия вопросов ( заданий), на которые должна ответить эта группа. Учащиеся обсуждают  проблему и договариваются между собой, кто и в каком вопросе будет разбираться, с тем, чтобы, если у кого из группы возникли затруднения по поводу какого – то вопроса, быть в состоянии объяснить доходчиво товарищу его суть. Каждый должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос.  Когда группы готовы, учитель организует общее обсуждение, в котором все  учащиеся, отвечают на вопросы, дополняя друг друга.
                                                      Вариант 2.
Учащимся всех групп предлагается одинаковый материал – 4 вопроса. Соответственно составляются группы по 4 человека. Далее, после изучения предложенного учителем материала, учащиеся, анализирующие один и тот же вопрос, собираются в одну группу для совместной работы. Затем они возвращаются в свои группы и обсуждают возможные способы решения общей проблемы и оформления результата.  
Что нужно иметь в виду при планировании по методу обучения в сотрудничестве?
1.Определяем  учебно – воспитательную задачу урока.
2.Определяем объем материала, который учащиеся смогут освоить в малых группах за отведенное время.
3.Делим задание на целесообразные части, формулируем задания для каждой группы.
4.По окончании работы выясняем, как учащиеся сотрудничали друг с другом.
Другой подход к организации обучения в сотрудничестве – « встреча экспертов». Учащиеся организуются в группы по 4 – 5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части темы. Учащиеся, работающие над одним и тем же вопросом, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали у других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, то дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили задание, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить  любого ученика ответить на любой вопрос.
Следующая форма работы в сотрудничестве  - групповой зачет.
  При использовании этой формы каждый учащийся получает возможность, во – первых, устно проговорить весь заданный материал; во – вторых, к концу зачета независимо от домашней подготовки усвоить тему.
     Зачет назначается на сдвоенном уроке. Заранее дается домашнее задание: устно подготовить ответ на 6 – 8 вопросов.
    Каждая группа составляет опросную ведомость. Учащиеся один за другим отвечают на 1-й вопрос. Затем на 2 – й, и ведомость начинает заполняться оценками. Ответ на каждый вопрос звучит столько раз, сколько человек в группе. Итоговые оценки выводятся в конце урока под контролем учителя.
Внедрение учителем русского языка и литературы в практическую деятельность обучения в сотрудничестве обеспечит:
  • повышение качества образования;
  • формирование коммуникативных умений и навыков;
  • развитие устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы;
  • успешную самореализацию;
  • сотрудничество учителя и ученика.



2 комментария:

  1. Большое спасибо, Людмила Ивановна. Материал полезный. Будем использовать в своей практике.
    Абылкасимова И.С.
    Шебушева Г.Г, учителя РПСОШ №3

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за интересный материал! Мы тоже используем некоторые формы обучения в сотрудничестве, все новое - это хорошо забытое старое!

    ОтветитьУдалить