среда, 17 октября 2012 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ №1 ТЕМА: «Правила создания проблемных ситуаций»


При  реализации  требований Стандарта второго поколения  учителю необходимо по-новому строить свои уроки. Одним из важных шагов в этом направлении является создание проблемных ситуаций.
1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед обучающимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям обучающегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
3.Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4.Проблемными заданиями могут быть:
1)      усвоение;
2)      формулировка вопроса;
3)      практические здания.
5.Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6.Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания обучающемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Подготовленность ученика к проблемному учению определяется прежде всего его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами.

     Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:
1)      Учитель сам ставит и решет проблему;
2)      Учитель сам ставит и решет проблему, привлекая обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
3)      Обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
4)      Обучающиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).
Учебная проблема не тождественна задаче. Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности в обучении. Учебная проблема – явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет логически завершенным. Задача – явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.
Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования».
Основные функции учебной проблемы:
1)      Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.
2)      Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.
К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.
1.      Проблема должна быть доступной пониманию обучающихся. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта.
2.      Формулировка проблемы должна заинтересовать обучающихся.
3.      Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если обучающихся специально предупредить, что будет решатся проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.
Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:
а) анализ проблемной ситуации;
б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;
в) словесная формулировка проблемы.
Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос или проблемную задачу. Такая постановка ведет к возникновению проблемной ситуации принятию учеником проблемы, сформулированной и поставленной учителем.
Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил:
1)      отделение (ограничение) известного от неизвестного,
2)      локализация (ограничение) неизвестного,
3)      определение возможных условий для успешного решения,
4)      наличие в формулировке проблемы неопределенности.
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип
проблемной ситуации
Тип противоречия
Приёмы создания проблемной ситуации
С удивлением
Между двумя (или более) положениями 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
С затруднением
Между необходимостью выполнить задание учителя 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

2 комментария:

  1. Спасибо за предоставленный материал, Людмила Ивановна!Я соглашусь, что создание проблемных ситуаций - один из важных шагов при реализации требований Стандарта второго поколения. Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем чётко спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик: 1) сам формулирует проблему (задачу); 2) определяет пути её решения;3) сам решает эту ситуацию и 4) получает в итоге лично для себя ценный, значимый, ощутимый результат. "Проблемные ситуации" в своей работе мы используем уже на протяжении многих лет.А создаются они на уроке с помощью проблемных вопросов. Например,в 10 классе задаю вопрос: можем ли мы осуждать Кабаниху за её отношение к невестке, если, в конечном счёте, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу? Или в 9 классе: в предисловии к роману М.Ю. Лермонтова сказано, что в Печорине собраны все пороки людей тех лет. Почему же он назван «героем того времени» и т.п. Такие вопросы помогают активизировать деятельность учащихся, кроме того,проблемные ситуации выступают как вид учебной мотивации. А это немаловажно!

    ОтветитьУдалить
  2. Работаю по образовательной программе"Школа 2100", учебник Бунеева в 5 классе. Начало положено в начальной школе, и прекрасное начало, скажу вам. И проблемные ситуации уже прописаны в параграфе, огромная помощь!!! А ребята, кстати, любят решать такие ситуации. Радует то, что они предлагают разные способы разрешения проблемы. А потом вместе решаем, какая наиболее подходящая!Работать интересно!

    ОтветитьУдалить