среда, 15 февраля 2012 г.

Консультация №3. Тема: «Подготовка к написанию части С по литературе»

Организация работы по части С направлена на развитие умения строить письменное монологическое высказывание на литературную тему. Отмечено, что создание полноформатного, собственного речевого высказывания (задания С1-С5) по-прежнему вызывает затруднения у многих экзаменуемых, что объясняется как недостаточным знанием текстов художественных произведений, так и недостаточным умением использовать теоретико-литературные знания, формулировать и обосновывать те или иные суждения, аргументировать их при помощи самостоятельно подобранных примеров. Поскольку данная часть экзаменационной работы является самой сложной, но и самой высоко оцениваемой по баллам, то усиливается необходимость более продуманной и качественной подготовки обучающихся к написанию развернутого высказывания.

Прежде всего, учитель должен чётко представлять, на какие проблемные вопросы должен будет ответить выпускник в части С. Разработчики КИМов предлагают примерные формулировки таких вопросов. При изучении художественных произведений, включённых в кодификатор, целесообразно выстраивать работу таким образом, чтобы данные вопросы были включены в анализ произведения. Темами для промежуточных или итоговых письменных работ по литературе также могут являться данные проблемные вопросы.

Обязательным условием подготовки части С является тщательное изучение критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом. При проверке письменных работ следует опираться на эти критерии, давать письменное обоснование выставленной оценки.

Особенно трудно даётся современным школьникам анализ лирического произведения. Можно выйти по этому адресу и познакомиться с опытом Денисовой Натальи Георгиевны, учителя литературы из города Норильска, которая разработала свою схему анализа стихотворения, что и отражено в статье «Имманетный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе». (http://festival.1september.ru/articles/519055).

Коллеги, если у вас есть интересные наработки по этой проблеме, есть возможность поделиться ими на семинаре в марте. Жду ваших предложений!

2 комментария:

  1. Я согласна, что организация работы по части С направлена на развитие умения строить письменное монологическое высказывание на литературную тему. Поэтому эту работу нужно начинать уже с 5 класса и на уроках русского языка, и на уроках литературы. К сожалению,а может, и к счастью, учащиеся моих классов еще не выбирали ЕГЭ по литературе, но мы все равно задания пытаемся разбирать. Всем успехов в этом нелегком труде!

    ОтветитьУдалить
  2. Мои выпускники выбирают литературу. В 2009году сдавали 4 человека, в 2011-2человека. Мы готовились долго.Только хочу заметить, объясните детям, если не хватит листа для ответа С, пусть требуют у организатора ещё, моему ученику не дали, места не хватило(почерк крупный), многое потом не сканировалось.Баллы потерял.В этом году нет желающих, отдохну!!!

    ОтветитьУдалить