вторник, 20 декабря 2011 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ №2 Тема: «Разноаспектный анализ текста»

Добрый день, коллеги!

Предлагаю обсудить заявленную в теме проблему разноаспектного анализа текста на занятиях по русскому языку в старших классах.

Перед выходом на выпускные экзамены, обучающиеся должны уметь анализировать разные виды текстов в соответствии с содержанием, стилем, типом, выразительными средствами, соблюдать все нормы литературного языка. Решению этих задач во многом способствуют занятия, посвященные разноаспектному анализу текста. Это сложная комплексная работа, т.к. текст не просто совокупность, сумма предложений, а сложное целостное образование, тематически и функционально законченное целое.

Стилистический аспект анализа текста состоит в том, чтобы определить стиль текста с учетом его назначения, сферы употребления и языковых примет; выделить ведущий тип речи или сочетание типов речи в тексте; объяснить жанровую принадлежность текста.

Композиционносодержательный аспект анализа текста предполагает определение темы и идеи текста, основных структурных частей, микротем каждой части, а также тип связи предложений в тексте.

Орфографический аспект анализа текста определяет следующие задания: найти в тексте слова, которые могут вызвать затруднения при написании; объединить слова с одинаковыми орфограммами в «гнезда», объяснить их; подобрать материал для словарного диктанта.

Синтаксический и пунктуационный аспекты взаимосвязаны и направляют работу на определение разновидностей типов предложений в тексте, объяснение расстановки знаков препинания, подбор нескольких предложений для синтаксического разбора.

Лексический аспект включает анализ средств художественной выразительности.

Используя технологию дифференцированного обучения, на занятиях необходимо сочетать индивидуальные и групповые формы работы. Одни обучающиеся получают карточки с индивидуальными маршрутами, другие работают в группах, выполняя задания и ориентируясь на указания и рекомендации к ним. В помощь предлагаются различные словари, справочники, иллюстративные и дидактические материалы. Анализируя текст с учетом различных аспектов языка, ученики представляют данные своего исследования классу, а краткую запись на контрольном листе размещают на доске. В итоге школьники имеют наглядное представление о результатах их самостоятельного исследования и творческой работы по всем аспектам анализируемого текста.

2 комментария:

  1. Добрый день! Людмила Ивановна, спасибо за своевременное размещение материалов. Успеха, побольше комментариев.

    ОтветитьУдалить
  2. Людмила Ивановна, спасибо за материал, который вы нам предложили. Считаю, что тема очень актуальна для подготовки ЕГЭ. Учащиеся все знают, что на ЕГЭ по русскому языку им предстоит написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (часть С). Но не каждый знает древнегреческую мудрость: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это так необходимо в решающий момент. "Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый ум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и , наконец, истинное о вещах понятие...". А всего этого можно добиться, выполняя разноаспектный анализ текста.Это сложная комплексная работа.Но именно эта работа (анализ проблемы, авторской позиции)поможет перейти к созданию собственному текста.

    ОтветитьУдалить