четверг, 13 октября 2011 г.

Консультация по теме "Метод графической организации материала как важнейший метод структурирования его на стадии осмысления и обобщения"

Идея методики В. Шаталова и его по­следователя Ю. С. Меженко — увеличение объема изучаемого на одном уроке теоретического материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов» — представляется многим учителям русского языка весьма инте­ресной и перспективной.

Подача материала в обобщенном виде наглядно показывает причинно-следственные связи между обусловли­вающими друг друга лингвистическими явлениями, ставит их на научную основу, способствует осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их понятными и легко запоминающимися.

На уроках русского языка в послед­нее время наиболее часто исполь­зуются опорные конспекты к темам, которые:

1) включают в себя комплекс понятий, цель которых помочь обучающимся осознать ло­гическую структуру учебного, мате­риала, увидеть место каждого структур­ного элемента в системе знаний о дан­ной языковой единице, осознать систем­ные связи между частными понятиями и значениями, составляющими характеристику определенного явления языка (например, при изучении темы «Глаголы повелительного наклонения» в ОК включается: образование глаголов, грамматическое значение, правописание, употребление в речи).

2) изучаются по принципу укрупнения дидактических единиц и имеют целью увеличе­ние объема изучаемого теоретического материала и существенную экономию учебного времени, отводимого на изуче­ние темы или раздела курса (так блоком можно выдать тему «Вводные слова и предложения», включив все значения и случаи постановки знаков препинания»).

3) требуют обобщения изучаемого в те­чение года или ряда лет (ОК, суть которых – обобщение материала по какой-либо части речи).

Опорные конспекты всех трех типов, делая очевидной для обучающихся логи­ческую структуру учебного материала, формируют у них план внутреннего языкового сознания. Многие педагоги-практики используют блоковую подачу материала при изучении важнейших орфографических правил. Зри­тельное запоминание — мощный фак­тор обучения правописанию. Так если дать блок по правописанию приста­вок, растянутый в нынешней программе на два года, можно сосредоточить внима­ние обучающихся на этой теме и получить огромный выигрыш во времени и использовать его для закрепления правил. В общем виде опорная карточка может выглядеть так:

Правописание приставок.

1. Приставка — часть слова, пиши слитно.

2. Неизменяемые приставки

с -, о-, от-, об-, по-, про-, на-, над-, пред-, пиши только так.

3. Раз-, без-, из-, воз-, через- — перед гласн. и звонкими согласн.;

рас-, бес-, ис-, вое-, черес- – пере, глухими согласн.

4. {Раз-, роз-, рас-, рос-} у

5. Пре- 1) = «очень» При- 1) сближение

2) ~ пере- 2) «около»

3) «чуть-чуть»

Система блоков и опорных карточек приучает ребят мыслить, они кодируют огромный текстовой материал, понимая его, придумывают в меру своих способ­ностей способы наилучшего запоминания.

2 комментария:

  1. Вы знаете,пришла к выводу после прочтения, что метод графической организации станет актуальным при формировании УУД (согласно ФГОС). Сегодня в СОШ №2 состоялось открытое заседание ШМО учителей нач.классов по ФГОС в рамках эксперимента. Присутствовали филологи(преемственность!),прямо по "горячим следам", статья ваша и вызвала эти ассоциации. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Методику Ю.С.Меженко в своей работе использую давно. Работа с опорными конспектами очень интересная и продуктивная. И сегодня эта методика актуальна, как никогда. Ведь, работая с опорными конспектами, учащиеся кодируют огромный текстовой материал, а это так близко к информатике, которую любят наши дети. Таким образом, используя этот метод, можно повысить интерес к своему предмету.

    ОтветитьУдалить