четверг, 17 февраля 2011 г.

Консультация №3 «Роль словарей в повышении культуры речи»

Добрый день, коллеги!

При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

- воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика;

- объяснение новых, непонятных слов, анализ и уточнение значений уже известных;

- анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке.

Работа со словарем – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления словарной работы. Объединив эти направления, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом. На данном этапе активно используются словари. (Рек. новое издание: Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы [Текст] / Т.Ф. Иванова. - 4-е изд. - М.: Русский язык - Медиа, 2007).

В задания ЕГЭ активно включаются словарные слова, чаще всего иноязычного происхождения. Рекомендуют следующие приёмы работы с ними:

I этап – знакомство. Для удобства их можно группировать, например: А –А (АвАнгард и т.д.), О-О (кОрпОрация и т.д.), Е-И (вЕнтИлятор и т.д.), ЛЛ (аЛЛергия и т.д.);

II этап – заучивание;

III этап – проверка усвоения: различные виды словарных диктантов, тесты и т.д.

При организации этой работы вам послужит новое издание: Словарь иностранных слов./ Отв. ред. В.В. Бурцева, Н.М. Семёнова.-5-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.-Медиа; Дрофа,2008.-817С.

Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.

4 комментария:

  1. Вопрос о работе со словарями актуален, тем более сейчас, когда у каждого ребенка есть возможность воспользоваться большим количеством словарей, благодаря Интернет. Научить их ориентироваться в их разнообразии - важная составляющая школы.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Людмила Ивановна, за обращение к разговору о культуре речи. Если не аналога в речи окружающих, то еще в словарях можно найти образец. Ваш материал я использую часто в работе с детьми. Успехов!
    Торбаненко Е.И., уч-ль рус.яз. и лит-ры РПГ №1

    ОтветитьУдалить
  3. Да, со словарями работать интересно!!! А как вы относитесь к грамматическому словарю А.А.Зализняка? За какое время можно выучить условные обозначения, чтобы пользоваться им легко и быстро, как другими словарями?

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Людмила Ивановна, за интересный предоставленный материал по работе со словарем.
    Я согласна, что работа со словарем – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. Считаю, что умение работать со словарями характеризует высокий уровень языкового развития учащегося.
    Развивая навык пользования словарем, мы сможем "пробудить бережное отношение к слову, к богатствам языка...". А это очень важно сегодня!
    Таскаева Н.В., уч-ль рус.яз. и лит-ры
    МОУ "Сибирская СОШ"

    ОтветитьУдалить